Памятка учителю ребёнка с СДВГ

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ,
у которого в классе ребёнок с дефицитом внимания и/или гиперактивностью.
При помощи этих правил избавиться от проблемы невозможно, но можно построить продуктивное обучение.

🤯

Следите за собственным ресурсным состоянием, сохраняйте выдержку, эмоциональную стабильность и позитивный настрой. Постарайтесь воздержаться от громких одёргиваний, жёстких оценок, эмоциональных комментариев, саркастичных шуток, упрёков. Ребёнок от этого не только не успокоится, нервная система ещё более возбудится. «Взвинченное» эмоциональное состояние заразительно в детском коллективе. Ваше спокойствие дети также отзеркаливают. Если создать атмосферу спокойного реагирования (плавный голос, низкий тон, нерезкие движения), то градус напряжения у всех детей в классе снизится, активность конфликтов и пререканий уменьшится, дети лучше будут воспринимать просьбы и учебный материал.

🙌🏻 2. Если ученик на уроке отвлёкся, подойдите и, продолжая говорить задание, легко коснитесь его плеча или руки. При многократном применении этого приема вы можете выработать у ребёнка рефлекс сосредоточения внимания.
✅

3. Если ребёнок ёрзает, производит шум или лишние движения, то в замечании стоит указать что надо делать, без частицы «не» (не шуми; прекрати; положи обе руки на парту, пожалуйста; запиши этот пример; Вася, открой страницу 25…).

♻

4. Направьте энергию ребёнка в конструктивное русло. Словесный призыв к тихому поведению может быть проигнорирован по причине отсутствия ресурсов к саморегуляции, надо дать ребёнку подвигаться (раздать тетради, сходить намочить тряпку…). После этого задания ребёнок вернётся посвежевшим. Может и для всего класса стоит провести динамическую паузу.

🙆‍♂

5. Если материал важный и прерывать задание нельзя, то можно привлечь активного ребёнка к объяснению (выполнять механическую работу у доски, постоять рядом с учителем, отвечая на вопросы в контексте объяснения материала). Но это не должно выглядеть как наказание, скорее, как помощник учителя.

📎

6. С помощью двигательной активности ребёнок оптимизирует работу (утомившегося) мозга, это естественный и закономерный процесс. Помогите ребенку найти такие формы двигательной активности, которые не мешали бы ему и другим (сгибать/разгибать скрепку, мять тянучку для рук…). Это поможет уменьшить шум и мельтешение.

📣

7.  Чередуйте громкость голоса. Какие-то задания говорите тише. Важные инструкции – четко и громко. Но громко – без негативных эмоций. Такой приём активизирует внимание и помогает сохранять ресурс.

🍕
🍕
🍕

8. Детям с дефицитом внимания и гиперактивностью очень сложно выполнять большие задания, поэтому их необходимо разбивать на последовательные части, контролируя каждое из них. Например, если такому ребёнку сразу дать 20 примеров, он откажется от выполнения, возможны негативные реакции. Но если эти же 20 примеров предъявлять на отдельных карточках по четыре примера, то он сделает все и гораздо быстрее. Кроме того, это дополнительная возможность подвигаться между получением следующей карточки.

🏡
🏢

9. Не давайте сложных, многоуровневых инструкций. Ребёнок с СДВГ может удержать в памяти и внимании только одно-два действия.

🗣
💨

10. Качество перемены определяет работоспособность на уроке. Обеспечьте свежий воздух (проветривание). Можно в начале урока сделать с учениками одно короткое и простое дыхательное упражнение.

👯‍♂
👯‍♀

11. Не запрещайте двигательную активность на перемене, лучше её организуйте. Неорганизованная чрезмерная активность опасна перевозбуждением, её лучше остановить за несколько минут до начала урока и переключить внимание ребёнка на что-то другое.

👁
👁

12. Самое оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка — первая парта напротив стола учителя, такой ребёнок должен быть всегда в поле зрения педагога. В тяжёлых случаях работа строится индивидуально.

🤩
⭐
💛
👍🏻

13. Разработайте поощрительную систему оценивания (не карательную). Отмечайте, что хорошо получается. Положительные эмоции – важный стимул для «подпитки» психических функций и дальнейшего развития.

📋

14. Импульсивные выкрики ответов можно уменьшить, если предложить писать свой ответ на спец табличке (заламинированный лист А4) маркером. И, конечно, подключить поощрение, если ребёнок сдержался и воспользовался табличкой.

🤪
😬
😐
😊

15. Не сравнивайте детей между собой. Сравнивайте ребёнка с ним самим вчерашним.

А какие приёмы помогают вам?

#ВероникаМазина #Нейропсихолог_в_школе #СДВГ
#ВероникаМазина #нейропсихолог_в_школе #СДВГ