Проверяем мелкую моторику

В данной статье я предлагаю простые задания для проверки уровня сформированности мелкой моторики, которыми могут воспользоваться родители для того, чтобы понять, есть ли трудности у ребёнка или нет. Профессиональные тесты и пробы здесь намеренно рассматривать не будем.

Можно посмотреть видео с предлагаемыми заданиями.

Если вы считаете, что у вашего ребёнка есть проблемы с почерком, то в первую очередь надо проверить способность к точным и ловким движениям пальцы рук и их работоспособность при выполнении графических заданий. Но состояние мелкой моторики далеко не единственный компонент разборчивого письма.

Ниже приведены задания, по выполнению которых можно сделать вывод об уровне развития координации и точности движений пальцев.

«Колечки». Большой палец поочерёдно соединяется с каждым следующим пальцем, образуя колечки. Начинаем с указательного, затем в обратном порядке с мизинца. Три раза подряд. Сначала медленно, затем быстро. Выполняем каждой рукой по отдельности, а потом двум руками одновременно с открытыми и закрытыми глазами. Обратите внимание на точность, ритмичность и отсутствие лишнего напряжения.

 «Геометрические фигуры». Предлагаем нарисовать круг, квадрат, треугольник и ромб. Ребёнку можно показать образец. Фигуры должны быть не слишком мелкие, одинаковые по размеру и помещаться в ряд на листе. Обращаем внимание на совпадение места начала и завершения движения карандаша, на достаточный, но не чрезмерный нажим, линии должны быть уверенными, без дрожи и без многократного обведения.

«Ластик». Обязательно попросите ребёнка стереть резинкой пару фигур и понаблюдайте, как он это делает. Получается ли приложить достаточные усилия, чтоб стереть карандаш, согласованно ли работают руки и не мнётся ли бумага. Конечно, предварительно убедитесь, что ластик хорошего качества.

«Скрепка». Для того чтобы скрепить несколько листов канцелярской скрепкой необходимо владеть тонкими движениями.  Задание выполняется одной (ведущей) рукой. Другая рука лишь придерживает листы.

«10 линий». Для этого задания потребуется тетрадный лист с широкой разлиновкой. Нужно провести 10 прямых линий (по одной в каждой строке), не касаясь разлиновки.  Время выполнения ограничивается 1 минутой. Работаем простым карандашом, линии ведём слева направо.

Проведённые линии должны быть расположены ближе к центру строки, без отрывов, без пропусков строк. Линии могут быть не идеально ровными, но касание или выход за пределы разлиновки считается ошибкой. Для детей старше 7 лет предлагаем узкую разлиновку. Требования остаются прежними.  Идеально, если все 10 линий буду выполнены за минуту и без ошибок, но если ребёнок за отведённое время успел провести 6 линий, но хорошего качества, то это тоже неплохой результат.

Если все задания ребёнок выполнил успешно, то это свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности навыков графической деятельности, а также развитой произвольности. Развитая произвольность — это значит, что ребёнок учитывает заданные условия и соотносит со своим выполнением: разлиновку листа, образец, требования точности.

Более детальную диагностику состояния сформированности всех предпосылок овладения красивым (или хотя бы читаемым) почерком может провести логопед, педагог-психолог или нейропсихолог.

Напоминаю, что на почерк влияет не только состояние мелкой моторики, но и:

— общее состояние здоровья нервной системы;

— работоспособность/утомляемость;

— состояние внимания, осознанность, произвольность;

— ориентировка в пространстве и на тетрадном листе в частности;

— способность к переключению между действиями;

— координированная работа глаз и рук.

Выбор методики обучения письму тем важнее, чем более выражены трудности у ребёнка. Другими словами, если у ребёнка нет специфических трудностей, то подойдёт любая методика обучения письму. Но если трудности имеются, то выбор методики обучения становится определяющим.

© Мазина Вероника Дмитриевна

При копировании не забудьте грамотно оформить ссылку 🙂