Кто такой нейропсихолог и какова сфера его деятельности?

Кто такой нейропсихолог? Это врач, психолог или педагог? С кем он занимается? В каких случаях к нему обращаться? Где он работает — в образовании или здравоохранении? Что такое нейропсихологическая диагностика? Что такое нейропсихологические занятия?

Нейропсихология — направление клинической психологии. Различают детскую и взрослую нейропсихологию. Мы будем говорить о детской нейропсихологии.

Нейропсихология детского возраста занимается исследованием и анализом взаимосвязи формирования психических функций, когнитивной сферы ребёнка и созревания нервной системы, а так же изучением специфики расстройств психичемких функций при органических повреждениях и других нарушениях работы мозга в детском возрасте. (МикадзеЮ.В. 2013 )

Нейропсихолог исследует психические функции в их взаимосвязи с работой мозга:

— с помощью специальных заданий и проб выявляет первопричину (механизм) различных отклонений в развитии внимания, памяти, восприятия, саморегуляции поведения,

— определяет сильные стороны в развитии психических функций;

— выявляет ведущий тип полушарной обработки информации;

— разрабатывает стратегию работы с «левшами», основываясь на закономерностях работы мозга

— определяет ведущего специалиста для преодоления проблем поведения и обучения (психолог, логопед, олигофренопедагог, психиатр, невролог).

Основное направление работы детского нейропсихолога – помощь детям и подросткам с трудностями развития и обучения.

Родители дошкольников часто обращаются с вопросами школьной готовности, определения ведущей руки, речевого развития. Именно в этом возрасте важно выявить трудности развития и успеть максимально преодолеть предпосылки школьной не успешности.

Школьникам нейропсихолог помогает разобраться со школьными проблемами, выявить первопричины и эффективно их преодолеть или скорректировать. Такие дети зачастую интеллектуально развиты, но тяжело осваивают какой-то конкретный предмет — письмо, чтение, математику. Распространённая проблема – специфические трудности овладения навыками письменной речи, которые привели к дисграфии, дизорфографии или дислексии. Трудности обучения могут быть и более общие, например, дефицит внимания, самоконтроля, низкая мотивация и быстрая утомляемость, которые препятствуют раскрытию потенциала ребёнка и реализации его интеллектуальных способностей.

На диагностической консультации специалист выявляет индивидуальные особенности, даёт рекомендации по построению плана преодоления трудностей с учётом сильных и слабых сторон. Детский нейропсихолог даёт научно обоснованные рекомендации родителям, педагогам в том, как им вести себя с ребёнком, у которого имеются трудности в обучении.

Нейропсихолог также проводит занятия, направленные на преодоление проблем обучения или коррекцию сформировавшихся дефектов с применением методов сенсомоторной и когнитивной коррекции.

 Нейропсихологические занятия.

Занятия с нейропсихологом относятся к коррекционно-развивающим занятиям и необходимы детям с трудностями в обучении из-за отставания в развитии отдельных психических функций, а также из-за общей психофизической ослабленности. Такие занятия нужны и тем учащимся, которые успевают в школе, но достигают этого в ущерб своему здоровью.

На занятиях вместе с ребёнком создаётся арсенал компенсирующих средств, способов преодоления слабого звена.

Нейропсихологические занятия начинаются со специальных двигательных упражнений, которые запускают механизмы активизации и саморегуляции нервной системы. Это комплекс физических упражнений, сочетающий в себе определенным образом подобранные дыхательные и двигательные техники, благодаря которым происходит активация различных мозговых структур, отвечающих за работоспособность и формирование сенсорного и моторного обеспечения всех психических функций. На этом этапе ведущим является «Метод замещающего онтогегеза» А.В.Семенович.

Постепенно в занятия вводятся логопедические или иные формы психолого-педагогического сопровождения развития речи, письма, пространственных представлений, памяти… Начало направленной коррекции познавательных процессов зависит от исходного статуса ребёнка.

Наиболее труднодостижимым, но самым ценным результатом, на который ориентированы нейропсихологические занятия, является формирование у ребёнка произвольной саморегуляции, то есть самоконтроля. Это происходит в процессе качественного и осознанного выполнения специальных двигательных упражнений, а также в результате игр и заданий с интеллектуальной и речевой нагрузкой.

Образование нейропсихолога.

Нейропсихолог — это чаще всего клинический психолог по базовому образованию, который выбрал специализацию в области нейропсихологии. Но логопеды, олигофренопедагоги, педагоги-психологи и другие специалисты с высшим дефектологическим или психологическим образованием тоже могут получить нейропсихологическое образование, пройдя соответствующую подготовку в ВУЗе. Обращаю внимание, что это не просто повышение квалификации посредством посещения курсов. Это вузовская подготовка с теоретическими и практическими занятиями, по завершении которых и в результате успешно пройденных экзаменов, выдаётся сертификат, дающий право на профессиональную деятельность в указанной области. Если Вы выбираете специалиста для занятий со своим ребёнком, то не постесняйтесь узнать о его образовании и посмотреть документы.

 Где найти нейропсихолога?

Нейропсихологи работают как в системе здравоохранения, так и в системе образования на ставках клинического психолога или  указанных выше специалистов, но имея дополнительную профессиональную подготовку, которую они применяют в своей профессиональной деятельности.

Узнать о моём профессиональном образовании и записаться на приём можно на соответствующей странице сайта.