Игра «Чтениум» — работаем над осознанностью чтения и связной речью

«Чтениум» — многофункциональная, очень насыщенная игра, которая направлена на развитие техники чтения и понимания прочитанного. Издана в 2016г. издательством УМЦ «Ребус«, автор Мазина Вероника.

В данной статье мы рассмотрим только те варианты игр «Чтениума», которые направлены на развитие связной речи  и понимания прочитанного.

ВИДЕО — фрагмент с объяснением некоторых правил «Чтениума».

Комплекс задач, реализуемый играми с каллиграммами:

  • формировать осознанность чтения;
  • стимулировать речевую активность;
  • развивать связную речь
  • развивать операции мышления;
  • развитие целостности и переключаемости зрительного восприятия.
  • формировать произвольную регуляцию поведения;
  • активизировать протекание нейродинамических процессов;
  • развивать концентрацию, переключение, распределение и избирательность внимания;

В коробке вы найдёте 60 круглых двусторонних карточек. Нас интересует сейчас та сторона, на которой  написаны слова. Слова расположены таким образом, что складываются в узнаваемую форму, «картинку». Картинки, созданные при помощи слов, называются каллиграммы.

Не пугайтесь, если для вас, взрослых, будет вначале затруднительно распознать такие «картинки», это нормально и легко объясняется разным устройством и функционированием детского и взрослого мозга. Детям узнать в форме чего написаны слова гораздо легче, чем взрослым. Ребёнок не имеет того багажа шаблонов, который накопил за свою жизнь взрослый человек. Соответственно, нет ограничения рамками стереотипов. Да и детское восприятие более открытое. В процессе игры вы обязательно в этом убедитесь. В любом случае, в игре не преследовалась цель изобразить форму как можно точнее. Достаточно того, что при повторном предъявлении нужный образ активизируется, даже если первый раз была получена подсказка.

Кстати, маленький секретик: для определения верного положения картинки (верх-низ) можно ориентироваться на положение центрального слога на оборотной стороне карточки.

Конечно, для взрослых имеется каталог всех карточек с подробным описанием.  Скачать перечень картинок здесь. В этом перечне есть изображение картинки, название формы, темы, а также варианты беседы и вопросов-заданий по каждой картинке. На основе предлагаемых вопросов (и ответов) можно придумать массу сопутствующих заданий. Помимо игр, с этими карточками можно проводить логопедические занятия или даже применить на уроке русского языка. Большое количество карточек позволяет это делать со всем классом и избегать повторов на протяжении многих уроков.

Например, раздать каждому ученику по 1 карточке и дать общие письменные задания. Разнообразие возможных заданий ограничивается лишь опытом и фантазией взрослого.

Рыбы

  • Определи изображение. В форме чего расположены слова на карточке? (Рыба)
  • Прочитай слова на карточке, назови/запиши тему (обобщающее слово или словосочетание). (Рыбы)
  •  Сосчитай, сколько всего слов на карточке? А сколько уникальных слов (без повторов)? Запиши их.  (Лосось, форель, щука, карп, гуппи, карась, окунь, плотва, сом, линь, налим.)
  •  Определи место ударения в словах. Составь слогоритмические схемы слов, где Х – ударный слог, а х- безударный. Например: лосось – хХ, плотва – хХ, карп — Х.
  • Выпиши слова в порядке возрастания слогов: сначала слова из одного слога (если есть), затем из двух и т.д.

В чём польза узнавания темы и формы каллиграммы?

Когда мы узнаём форму, то больше работает правое полушарие, его функция — распознавать образ целиком, т.е. осуществляется холистическая стратегия восприятия. Когда сосредотачиваем внимание для того, чтобы увидеть и прочитать слова включатся более активно левое полушарие, осуществляя аналитическую стратегию восприятия. Гибкость переключения между разными стратегиями развивает мозг целиком, активизируя различные его зоны. Открываются широкие возможности познания мира… Если брать более конкретную пользу — увеличивается скорость обработки информации, что несомненно пригодится в школьном обучении.

Стоит сказать, что значительные трудности узнавания целостного образа нейропсихология объясняет нарушениями функционирования лобных долей. А именно инертностью единожды возникшей установки быстрого перехода между целостным изображением и деталями (в нашем случае – словами) либо наоборот – деталями и целостным изображением. Но если после подсказки человек способен осознать образ и узнать его повторно, то можно сказать, что у него нет указанных выше трудностей.

Называние обобщающего слова — это функция мышления и речи. При такой организации материала словарный запас будет пополняться более эффективно. Это связано с тем, что слова мы не просто запоминаем «кучей», а усваиваем в системе и во взаимосвязи с другими словами. То есть здесь работает не просто память, а осознание слов по категориям. Узнать названное кем-то слово гораздо легче, чем назвать самому потому что мозговое обеспечение этих функций различно. Мозговой механизм самостоятельного называния слова: височно-затылочная зона, а понимание слова – височная зона.

Скорость чтения на словах лучше не отрабатывать потому что велик риск потери осознанности чтения, особенно на первых этапах обучения. Для тренировки техники чтения лучше использовать оборотную сторону карточек со слогами. Такие игры подробно описаны здесь. Но некоторые варианты улучшения техники чтения слов всё же есть. Взрослый читает слово на карточке, а ребёнок старается найти его как можно быстрее. Для сравнения собственных успехов можно считать количество слов, найденных за минуту.

Основные правила игры

Игра №1 «Раз словечко, два словечко, будет…»

Этот вариант подходит для знакомства с картами. Развивает гибкость перехода от аналитической стратегии восприятия к холистической, то есть от восприятия каждого слова к целостному образу и наоборот. Для очень юных игроков следует выбрать простые карты (жёлтые и голубые). Играть можно и одному, но при участии нескольких игроков появляется соревновательный момент.

  • Карты перемешиваются и кладутся в центр стола небольшой кучкой словами вниз.
  • По сигналу все одновременно берут по одной карте и стараются как можно быстрее узнать рисунок или форму, в которой расположены слова. Если рисунок опознан — игрок кладёт карту перед собой. Иначе игрок возвращает карту обратно в кучу. Далее игрок берёт новую карту. Все игроки работают в своём темпе до тех пор, пока кто-то из игроков не соберёт 7 карт.
  • Когда кто-то из игроков собрал 7 карт, он хлопает 3 раза в ладоши и раунд завершается.
  • Самый быстрый игрок первый объясняет, что он увидел на картах. Если какую-то картинку он не узнал, то карта возвращается в общую кучу, и засчитывается 1 штрафной балл. За остальные начисляются победные баллы. Для простоты счёта, игроку оставляется столько карт, сколько у него баллов.
  • Когда баллы подсчитаны у каждого игрока, начинается следующий раунд. Так  продолжается до тех пор, пока не кончатся карты в центре стола.
  • Победителем объявляется тот, у кого больше победных баллов.

Другой вариант игры — игрок называет не рисунок (форму), а общую тему для слов на карте.

Хочется поделиться советом: для того чтобы игра пошла веселее и с большим энтузиазмом, можно поставить в центр стола кнопку-звонок. На этот звонок нажимает тот игрок, кто первый собрал 7 карт по правилам.

Чтениум и звоночек

Варианты игр по основным правилам написаны в конце статьи, а также их можно скачать.

Мне бы хотелось описать дополнение к правилам игры «Логическая цепочка», которое поможет объединить детский коллектив, сведя к минимуму соревновательный момент.

№2 «Логическая цепочка» — кооперативный вариант игры

Цель игры: выложить все карточки в цепочку. Если это удаётся всем игрокам, то побеждают они. Но если хоть одна карточка не будет положена в цепочку в соответствие с правилами, то признаётся поражение всех игроков, неважно чья была карточка — побеждает «Игра».

  • Игрокам раздаётся по 5 карт. Одна карта кладётся в центр стола, остальные находятся на столе стопочкой словами вниз. Считалкой определяется, кто совершает ход первым.
  • В свой ход игрок выбирает из своих карт ту, которая «подходит» к какой-нибудь крайней карте, лежащей на столе, и кладёт её рядом с ней. Связь может быть прямая, опосредованная, ассоциативная, логическая – любая, важно её сформулировать и убедительно обосновать. Если у остальных игроков нет возражений, то ходивший добирает себе карту до 5 из стопки и ход переходит к следующему. В ходе игры на столе выстраивается цепочка, карты можно класть с обоих концов, как в домино.
  • Если связь ни с одной из своих карт найти не удаётся, то игрок берёт карту из стопки и может сразу сделать ход. Если и на этот раз связь не обнаружилась, то ход переходит к следующему игроку.
  • Игра вступает в завершающую фазу, когда карты в стопке заканчиваются. Если игроки смогли избавиться от всех своих карточек, то они победили «Игру», если нет, то «Игра» победила. Это весьма непросто и может потребоваться от участников игры умение помогать друг другу, договариваться и уступать.

Для сокращения времени игры количество карточек можно уменьшить до любого адекватного количества.

В своём ответе можно отталкиваться от изображения, от темы, но нельзя опираться только на одно слово из карточки. Не стоит засчитывать за ответ просто соединённые в предложение слова, без связи, как указано в правилах выше. Если взрослый даёт инструкцию просто составить предложение с использованием названий формы или темы карточек, то в это уже совсем другая игра, т.к. решаются другие задачи.

Следующие игры направлены на развитие мышления и связной речи. Тренируются интеллектуальные операции обобщения, выделения частного из общего.

Игра №3 «Логические связи»

  • Карты перемешиваются и кладутся в центр стола небольшой кучкой словами вниз.
  • Игра проводится в несколько раундов. Цель игроков – в течение 3 минут собрать карты, которые можно чем- то объединить, например: темой (животные, птицы, растения, быт, спорт, человек, еда, искусство…), название изображений имеет общее количество слогов и даже положение ударного слога (якорь – бублик – чашка…), совпадает род (шляпа – свинья– футболка…) и т.д.
  • По условному сигналу все одновременно берут по одной карте из кучи. Если карта считается подходящей, то игрок оставляет её у себя, если нет – возвращает её или другую «лишнюю» в общую кучу словами вниз и берёт следующую. Одновременно перед игроком может находитьсянеболее 5 карточек.
  • Как только 3 минуты истекают, раунд завершается. Происходит проверка.
  • Каждый игрок рассказывает, что объединяет его карты. Каждая принятая карта приносит 1 победный балл. Если какая-то карта оказалась неподходящей, то она приносит 1 штрафной балл. Для простоты счёта, игроку оставляется столько карточек, сколько у него баллов. Если игрок успел найти только две карты, имеющих что-то общее, то его ответ тоже принимается и начисляется, соответственно, 2 балла.
  • Когда баллы подсчитаны у каждого игрока, начинается следующий раунд. Всего 3 раунда. Победителем объявляется тот, у кого больше победных баллов.

Заранее стоит договориться, по какому принципу собирается тема:

  • и по форме, и по теме
  • только по форме
  • только по теме слов

Игра №4 «Логическая битва»

  • Всем игрокам раздаётся по 4 карты. Одна карта из колоды кладётся в центр стола, остальные находятся на столе стопкой словами вниз. Считалкой определяется, кто совершает ход первым.
  • Игрок, который ходит, выбирает из своих карт ту, которая «подходит» к карте, лежащей в центре, и кладёт её рядом с ней. Связь может быть прямая, опосредованная, ассоциативная, логическая – любая, важно её грамотно сформулировать.
  • Если связь карт удалось объяснить, то карта «бита» и уходит в сброс. На столе остаётся только 1 карта.
  • Игрок добирает из общей колоды карты до 4-х. Ход переходит к следующему игроку.
  • Если подобрать карту или объяснить логическую связь не удалось, игрок забирает себе центральную карту. На стол выкладывается новая карта из колоды.
  • Когда заканчивается колода, считается количество карт на руках. Проигравшим считается тот, у кого осталось больше всех карт.

 

Дети могут придумывать собственные правила игры — это очень даже полезно. Самостоятельное придумывание правил игры свидетельствует о качественно новом уровне развития произвольного поведения, которое так необходимо для осознанного обучения.

Скачать правила игры «Чтениум»

Игру можно приобрести у автора – Мазиной Вероники Дмитриевны

В издательстве УМЦ «Ребус»

В популярных интернет-магазинах «Лабиринт».

В Москве – Дом Книги на ст. м. «Фрунзенская».

Оставить отзыв об игре Вы можете на сайте издательства УМЦ «Ребус», а так же в интернет-магазине «Лабиринт»

 

Leave a comment

Your email address will not be published.


*