Орфографическая зоркость: безударным гласным — бой!

На долю правописания безударных гласных в корне слова приходится подавляющее число ошибок школьников. Предлагаю рассмотреть механизм грамотного письма, найти и укрепить «слабое звено».

Безударный гласный в корне слова —  особенно болезненная тема для педагогов и родителей. Педагоги учат по методике, применяя весь свой опыт… Родители тоже стараются, объясняют, выполняют упражнения с детьми… А дети всё равно совершают ошибки в больших или маленьких количествах. Тут как раз выходят «на сцену» разные деятели, которые обещают за короткий срок новейшими, нестандартными методиками исправить ситуацию, нажать «волшебную кнопку»! Но толку – чуть, да ещё и изъян в бюджете. Родители в отчаянии…

Сразу стоит сказать, что проблема правописания безударных гласных в корне слова – орфографическая, то есть надо знать правило. Напомню, что логопед работает с дисграфией, а это специфические ошибки при письме, которые орфографическими правилами не объясняются.  В ошибочном написании безударных гласных ничего специфического, на первый взгляд, нет… Но если принять во внимание масштабы распространения и трудности преодоления проблемы, то необходимо признать, что классические педагогические методы не справляются. Поэтому стоит применить некоторый опыт коррекционной педагогики в общеобразовательной практике.

И ещё придётся сразу разрушить иллюзию — «волшебной кнопки» не существует… Необходим регулярный труд, а так же умственные и психологические ресурсы семьи для преодоления любой проблемы обучения.

Давайте рассмотрим работу механизма грамотного письма, чтобы было понятно, где именно у детей могут возникать трудности.

В идеале, прежде, чем написать, ребёнок должен осознать (проанализировать) слово по следующим параметрам:

  • как звучит;
  • что обозначает;
  • из каких грамматических элементов состоит;
  • в какую семью родственных слов входит;
  • как пишется (графически).

Это называется «осознать образ слова» и относится к чувству языка.

Следовательно, ошибки могут возникнуть если:

  1. Не осознаём значение слова (трудности понимания смысла корня).
  2. Не умеем подбирать родственные/проверочные слова.
  3. Не видели слово написанным.
  4. Проблемы с чувством ритма.
  5. Не знаем правило.
  6. Не умеем применить правило. Дефицит внимания, сознательности.

Рассмотрим каждый пункт подробнее.

1. Трудности понимания смысла корня.

В этом случае ребёнку необходимы игры и задания на поиск и определение значения корня. Например, «Зри в корень», «Мы с тобой одного корня» и «Мудрые советы — мудрёная наука». Стоит понимать, что «на раз» эта проблема не уйдёт, необходимо постоянное привлечение внимания ребёнка к наблюдению за языковыми явлениями. Это можно сделать, собирая свои «коллекции слов» (авторский приём Мазиной В.Д).

Например: собрать семью родственных слов к слову «НОС»: носик, носище, носовой, переносица, носорог, курносый, курноситься (т.е. зазнаваться – фразеологический словарь). А слово «переносить» будет родственным? Далее можно собрать семью родственных слов к слову «НОСИТЬ»: носилки, носилочки, переноска, переносочка, поднос, подносик, подношение, подношеньеце, невыносимый, сносно, вносит, заносит, носильщик, носильщица, вредоносный.

Таким образом, мы сможем найти общую часть в слове, проследить за чередованием и осмыслить значение корня. Подробнее о том, как эффективнее организовать коллекционирование  можно прочитать в статье «Коллекции слов в блокнотике».

2. Недостаточность словарного запаса  и речи в целом.

Мы требуем от детей образовать и подобрать какие-то (проверочные, родственные) слова… Но сначала эти слова должны быть у детей в запасе, им необходим опыт употребления этих слов.

Речь — это не только предмет обучения, но и инструмент познания окружающего мира, средство общения и даже восприятия.

Развивая речь, мы расширяем речевой опыт детей. Разговаривая, читая, слушая, ребенок постепенно не только накапливает языковой материал, но и усваивает его законы. В результате у человека формируется так называемое языковое чутьё, без которого невозможно достичь ни высокой грамотности письма, ни культуры речи.

Соответственно, подбираем синонимы, антонимы, объясняем значения многозначных слов, составляем сложные слова (из двух корней). Читаем и объясняем  пословицы, фразеологизмы. Удобно пользоваться словарями для объяснения пословиц, поговорок и фразеологизмов. И, конечно, сразу употребляем их в повседневной речи. Часто родители даже не догадываются о том, что их дети не всегда понимают! Исследования, которые ежегодно проводят логопеды в школах, показывают, что часто дети не понимают значение даже очень распространённых фразеологизмов: «рукой подать», «кот наплакал», «водить за нос» и т.п.

Недостаточность словарного запаса проявляется и в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя часто употребляемые слова, дети по-прежнему затрудняются в формулировании более редких вариантов. К ним относятся случаи образования увеличительных и многих уменьшительно-ласкательных форм существительных (ручище — «рукища»; ножище — «большая нога, ноготища»;), наименований единичных предметов (волосинка — «волосики», бусинка — «буска»), относительных и притяжательных прилагательных (медная – «медяная», «медицинская», смешной «смехной»), сложных слов, а также некоторых форм приставочных глаголов (вместо присел «насел», вместо подпрыгнул — «прыгнул»).

Это недоразвитие словообразовательных процессов препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии может оказать негативное воздействие на качество овладения русским языком в процессе школьного обучения. (Филичева Т.Б.)

Чаще всего недостаточность словарного запаса считают следствием недостаточного общения с ребёнком. То есть, научно выражаясь — педзапущенностью. Но никто не исключает, что затруднения в запоминании и употреблении слов у ребёнка могут быть обусловлены «неврологически»в том числе.

3. Не знакомы со словом.

Ошибочное написание слова может быть обусловлено простой причиной — ребёнок никогда не слышал этого слова. Или слышал, но не видел написанным. То есть нет зрительного образа слова, с которым можно свериться в случае сомнения. Что делать? Больше смотреть на слова!  Больше читать!

4. Недостаточно развито чувство ритма.

Не сразу понятна связь чувства ритма с проблемой безударных гласных? Ударение, которым нужно уметь пользоваться при проверке, это ритмический акцент в слове. Да, у слова тоже есть ритм. Если этот ритм изменить (то есть, переставить ударение), то слово можно не узнать. Или это станет совсем другое слово. Например, Колобок — Колобок или вискииски.

Ударение в словах усваивается естественным путём по подражанию (и даже неправильные, к сожалению…). Но у детей, которые допускают большое количество ошибок в правописании безударных гласных в корне, часто имеются трудности с определением ударения в слове. Что уж тут говорить о подборе проверочного слова, в котором ударение должно падать на определённый гласный! Даже если облегчить задачу и предъявить список родственных слов, среди которых есть проверочные, то нахождение слов с нужным ударением тоже будет непростым… (Такая работа представлена в игре «Зоркий сокол»).

Так как же преодолеть ритмические трудности?

  • Самое простое — хлопать в ладоши (топать) под музыку. Для этих целей идеально подходят детские песни, как старые, так и современные, например, детских коллективов «Барбарики», «Непоседы», «Волшебники двора» и другие… Кстати, петь или подпевать тоже полезно. В песне слова произносятся ритмично, немного скандированно, то есть по слогам. Таким естественным образом формируются предпосылки к интуитивно верному слогоделению.
  • Перенос «плохо-слышимого» на видимое и движимое. То есть, обходим «слабое звено» — восприятие ударения на слух. Как это происходит? Берём слово, в котором надо узнать ударение и произносим его ласково и медленно, а рукой как будто гладим слово. Если представить, что мы гладим большое животное и ласково, даже немного жалея, называем его, то в момент, когда рука пойдёт по воображаемой шее (вниз), нараспев произносится ударный гласный звук, он тянется!
    Давайте попробуем погладить слово «кошка». А теперь погладьте слово «жираф». Когда хорошо натренируетесь на животных, можно переходить к словам, обозначающим неодушевлённые предметы и абстрактные понятия.

Погладим слово

  • Переставляем ударение в слове. Наблюдаем, понятно ли слово? Может, оно превратилось в другое слово?…
  • Ищем проверочное слово среди «готовых» родственных слов. Выбираем слова с ошибками из своих тетрадей и делаем собственную игру наподобие «Зоркого сокола».

5. Как выучить правило?

  • Если попросить ребёнка объяснить это правило младшей сестрёнке, кошке, любимой игрушке, кому-то незнакомому…., то правило крепче усвоится. Это закон психологии.
  • Рисуем правило по собственному представлению  (схема или с картинками). Обязательно красочно! Если сделать без старания, то эффекта не будет.  Не ленитесь поработать над оформлением. Пусть ребёнок изобразит правило сам и Вы, родители, нарисуйте на компьютере. Используйте смешные картинки. Получится несколько вариантов. Развесьте листы с нарисованными правилами по квартире. Не забудьте повесить самый красивый экземпляр над письменным столом.

6. Правило знаем, применить не можем… Невнимательность?

  • Во-первых, надо проверить, нет ли у ребёнка трудностей, о которых мы говорили выше. И, если они обнаружатся, надо тщательно поработать над их преодолением.
  • Во-вторых, развивать внимание. Это значит создать условие, в котором будет востребовано внимание, оно будет работать. Например, обращать внимание по дороге на какие-то предметы: машины определённого цвета, какая-то буква на вывесках, птицы (посчитаем ворон, голубей)… «Сосчитай, сколько белых машин нам встретятся по дороге в школу» или «Давай посчитаем, сколько велосипедистов мы встретим по дороге из школы».

Без внимания невозможно никакое сознательное действие. Внимание должно быть произвольным – то есть ребёнок командует сам себе:  «Надо!». Усилием воли, а не благодаря рефлексу сосредотачивается на чём-то.

И важно проверить физиологическую способность удерживать внимание. То есть, хватает ли сил ребёнку, в порядке ли его сосуды. Дети тоже бывают метеозависимые, только сформулировать это не могут. Такое состояние проявляется в капризах, нервозности, вялости, конфликтности, невозможности сосредоточится. Здесь же хочется добавить о необходимости следить за режимом сна. Недостаток сна самым негативным образом влияет на внимание и работоспособность человека любого возраста.

  • В-третьих, тренировать употребление правила. Не обязательно делать только упражнения из учебника. Разнообразьте задания при помощи пособий и игр. В соответствующей игре ребёнок будет делать те же умственные операции, что и при выполнении упражнения, только веселее. Игры можно купить, а потом сделать подобные, но из собственных слов.

Умственные способности зависят от степени их использования.

Наглядная аналогия – мышцы будут сильными и выносливыми, если давать им нагрузку. Если делать это изредка, кроме боли и разочарований тренировки не принесут ничего. Удовольствие от результата, да и от процесса – при регулярности тренировок. Как образ жизни. Тоже самое с интеллектуальной «силой мысли».

Если нет запроса от внешнего мира, то развития не будет.

Запрос – это не только требование мамы. Это осознание необходимости приобретаемого навыка, его практического применения. Желание порадовать бабушку (которая живёт далеко) письмом без ошибок. Пусть даже ребёнком двигает желание быть успешным на фоне класса, чтоб похвалили…

Использование планшетов и т.п. – делает поиск и получение информации пассивным, без усилий. Это можно применить при выполнении однообразных упражнений для закрепления и отработки правила на заключительных этапах.

Как сделать из рук вон плохо?

Просто не нужно продвигаться дальше первого шага. Такое происходит с большинством начинаний. Метод не важен.

Здесь актуально поднять вопрос о мотивации родителей. На сколько родители вникли в суть проблемы ребёнка (в нашем случае — с безударными гласными), включились в процесс – зависит успешность борьбы с ошибками. Не стоит думать, что «это дело только для профессионалов, а я не хочу напортить». Это отговорка, чтоб не прикладывать усилия. Любая мама владеет элементарными медицинскими знаниями и навыками, знает как вылечить насморк и умеет отличить простудный от аллергического. Иметь своё мнение по поводу прививок, антибиотиков – популярное явление в современном обществе. Некоторые даже делают уколы своим домочадцам без медицинского образования. Никого это не удивляет, это жизненные навыки. Но как только дело касается образования – некоторые предпочитают пустить дело на самотёк. Образование и медицина – важные аспекты жизни. МАМА универсальна — она немножко доктор, немножко педагог и даже психолог. Дополнительными занятиями не заменить мотивацию и увлечённость, неподдельный интерес к делам своего ребёнка. Чудо произойдёт тогда, когда на него есть время…

Вопрос времени. 21 день х 21 раз.

По законам физиологии навык (функциональная система) формируется 21 день, об этом писал И.П. Павлов. То есть, информация предъявляется для осмысления несколько раз в день на протяжении 3 недель. Сколько раз в день? Для детей с нормой развития по всем параметрам (такие «идеалы» только в книжках…) достаточно 5 раз в день. Для остальных – 21 раз. (Харченко Е.П. Выступление на НП конференции, СПб АППО, ноябрь 2014.)

Подводя итог, хочется сказать о том, что даже если необходимый навык сформировался, то не забудьте довести его до автоматизма. За 21 день навык может быть сформирован, но не отработан. Тогда снижается скорость. А скорость принятия решения играет ключевую роль при написании диктантов, например. То есть, даже если ребёнок усвоил правило и в домашних условиях не допускает ошибки – рекомендую «посидеть» на тренировочных упражнениях. Как раз здесь можно применить настольные игры на нужную орфограмму и даже планшет/компьютер со специальным приложением/программой. Но закрепление умения писать правильно слова с безударным гласным в корне обязательно должно происходить с ручкой и тетрадью тоже. Для того, чтобы натренировать лёгкость переключения внимания между тем КАК писать и ЧТО писать. Тогда техника письма не будет отвлекать внимание от смысла.

©Мазина Вероника Дмитриевна

Рекомендуемые пособия и игры по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»:

  1. Коноваленко В.В. Безударные гласные в корне слова. Рабочая тетрадь для детей 6-9 лет. — форма рабочей тетради исключает излишнее переписывание и предоставляет возможность сосредоточиться  на сути упражнений. Листы ч/б А4 — удобно для распечатывания на принтере. Пособие направлено на формирование предпосылок овладения морфологическим принципом письма и включает в себя разделы, направленные на закрепление слогоделения, выделение ударного слога и гласного, закрепление различных способов словообразования и упражнения, направленные на предупреждение неправильного написания слов с безударным гласным в корне. СКАЧАТЬ
  2. Зегебарт Г. Учение без мучения. Безударные гласные. 2 класс3 класс4 класс  Работа с материалами этого пособия поможет ученикам 2, 3, 4 классов научиться безошибочно писать слова с безударными гласными, правильно подбирая проверочные слова, а также существенно повысит грамотность детей в целом. Материал располагается на листах А4 и систематизирован в виде таблиц для зрительного запоминания и заполнения. Скачать для 2 класса  Скачать для 3 класса  Скачать для 4 класса
  3. Настольная игра «Зри в корень» — домино, направленное на поиск родственных слов.
  4. Настольная игра «Мы с тобой одного корня» — игра с родственными словами, и разбор слова по составу (приставки, суффиксы)
  5. Настольная игра «Зоркий Сокол» — выбор проверочных слов из представленных.
  6. Настольная игра «Гранд-Мино» — домино с безударными гласными.
  7. Настольная игра «Орфографический этюд» — лото на подбор проверочных слов с опорой на смысл.
  8. Настольная игра «Мудрые советы — мудрёная наука» — смысловые различия созвучных слов.
  9. Настольная игра «Поговорки — цветочки, пословицы — ягоды» — Работа с пословицами.
  10. Настольная игра «Спасти безударную» — домино с проверкой безударных гласных.
  11. Настольная игра «Слово — не воробей» — лото. Пословицы, загадки, фразеологизмы, омонимы.
  12. Настольная игра «Ах слова, слова слова» — лото. В том числе и работа с омонимами (многозначные слова), ребусами, загадками.
  13. Настольная игра «Игра слов» — лото. В том числе и работа с омографами и фразеологизмами. Видеообзор.
  14. Настольная игра «Слово — серебро» — лото. В том числе работа с пословицами и обобщающими словами. Видеообзор.

2 Comments on Орфографическая зоркость: безударным гласным — бой!

  1. Людмила Николаевна Картоева // Май 22, 2016 at 12:00 пп // Ответить

    Статья очень хорошая, много ценнейших советов по актуальной теме. Детей с дисорфографией становится все больше. Мало того, безграмотность просачивается в детские и СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ книги, не говоря уже о рекламе, обычных печатных изданиях. Буквально вчера в книге «Учись рассказывать» ч.1 нашла 2 пунктуационные ошибки. На самое обычное правило.

  2. Людмила Николаевна, бывает, что на своём тексте «глаз замыливается», а «свежим взглядом», конечно, всё видно. Это не оправдание ошибкам, разумеется! Всегда надо стремиться к совершенству. А уж в книгах несколько человек за этим следят: корректор и редактор. Ошибки могут произойти при вёрстке. Тогда автор совсем не виноват… Сталкивалась с этим сама. Отдали макет один, а на выходе получили ужас… Вывод: нельзя экономить на корректоре.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*