Опыт русских школ в Эстонии

Последнее время на школы России обрушивается шквал реформ. Какой задуман результат?
У меня появилась возможность заглянуть в будущее российской школы. Лет на 5-7 вперёд.
Я побывала в русскоязычной школе Эстонии. Дело в том, что школы Эстонии раньше Российских перешли на новые стандарты образования. Это позволяет посмотреть работу нововведений. Ведь именно по этому пути и к той же самой цели идёт и наша школьная система.
Тема была актуальная: «Формирующее оценивание. Организация проектной деятельности с учащимися». Что это значит?
Нам рассказывали о новом приёме оценивания. Отметки и ещё кое-что новое, что формирует лучшее в учениках и их родителях. И про проектную деятельность. Забегая вперёд, скажу, что сами проекты и презентации по ним делают не родители учеников, а сами дети. Их этому учат. У нас пока не так…
Но, обо всём по порядку.
 Ыйсмяэский лицей
 Семинар проходил в Ыйсмяэском лицее и носил больше практический характер.  Это обычная русскоязычная районная школа с лицейскими классами (до 12 класса). Типовое здание, ничем не выдающееся состояние помещений, всё «как у нас», на первый взгляд… Мы были настроены на получение сведений обо всём, что связано с начальной школой. (Кстати, они учатся по программе 1-3). Но в процессе семинара, нам стало интересно всё! В программе было запланировано посещение уроков. Мы побывали на уроках музыки 3кл., природоведения 2кл. и химии 7 кл. Восторг после каждого посещения!

Мой рассказ сводится к сравнению того, как «у них» и как «у нас», это непроизвольно… Начнём с оборудования. Проекторы – это обычное дело в каждом кабинете. Продуманы шторы и освещение, все проекторы прикреплены сверху, никаких проводов. В некоторых классах  есть интерактивные доски. Но учителя негативно отзываются о них, говорят, устарели за 10 лет работы, приходится чинить их иногда… Трудно сдержать эмоции, правда? Мы только мечтаем о таких досках… Много хочется сказать про программу обучения, но это лучше видно на практике, когда мы посещали уроки.

Урок музыки, 3 класс. Дети ПОЮТ!!! Они умеют петь, слышать тона, выстраивать самостоятельно и определять что  звучит ниже, а что выше. Они интонируют голосом и показывают руками звуковые ступени. При нас пели изученные песенки и разбирали новую. Надо сказать, что все уроки были интегрированные, в данном случае, музыка с природоведением, тема «Птицы весной».  Сначала отгадывали птичку, о которой песенка, смотрели с ней видео, слушали, как она поёт. Для музыкального разбора потребовался нотный стан, подвижная нота и ступени с нотами. Ноты называются не так, как у нас «до», «ре», «ми», да и вся система не такая.  У нас система Кабалевского, когда учитель много рассказывает, а дети много слушают. Здесь всё иначе. Дети даже играют на муз. инструментах. В начальной школе это шумовые (на нашем уроке это был ксилофон и похожие на него), а в старшей школе, например, по школьной программе прописана даже гитара, но у школы нет возможностей купить всё… На самом деле, инструменты, которые мы видели на уроке, были разномастные и не у всех детей (как позже выяснили, эти муз. инструменты учительница покупала сама  ещё много лет назад). Но играли ВСЕ по очереди и ИГРАЛИ!!! Никаких лишних звуков и «какофонии» даже при изучении нового! Надо отдать должное не только программе, но и превосходному мастерству педагога Людмиле Вержбицкой. Мне подумалось, если бы у нас были такие уроки музыки, то половина детей, посещающих логопункт сегодня, не имела бы логопедических проблем…

Интегрированный урок природоведения, русского языка и изо во 2 классе. Мы вошли в класс, когда ещё была перемена. Сразу обратила на себя внимание особая семейная атмосфера в классе. Учитель, Нина Бирина, представила нас детям, спросила, какие вопросы они бы хотели задать гостям. Дети спросили из какого мы города и как мы доехали, «ведь от Санкт-Петербурга до Таллина больше 300 километров!»… Этим всё сказано. Они в курсе.

Урок тоже с использованием интерактивной доски… Необычно (для меня) было то, что учитель задавал сложный вопрос детям и просил обсудить ответ на него с соседом. И дети действительно обсуждали, спорили и, в итоге, давали ответы с собственным обоснованием.

Урок химии в 7 классе. Тема «Кислород». Ученики защищали свои проекты. Мы видели защиту проекта по теме «Влияние уровня содержания кислорода в воздухе помещения на самочувствие учащихся» (примерно так). Две девушки рассказывали о гипотезе исследования, о том, как проводили опрос в своей школе и в интернете, как они измеряли состав воздуха, о проветривании, о комнатных цветах …

Проекты ученики начинают делать только в средней школе (с 5(!) класса). Напрашивается грустное сравнение с нами, где проекты уже в начальной школе… Сравнение грустное, потому что ключевая роль принадлежит родителям. Дети ещё по возрасту не могут сформулировать гипотезу, поставить цель исследования, задачи, провести исследование, оформить материал в виде презентации и выступить с защитной речью. Этому начинают обучать в средней школе. А младшие школьники соревнуются в том, что им по возрасту положено – устный счёт. Устраиваются турниры сначала внутри школы, например, среди 2-х классов, затем по району и далее до самого высокого уровня. Состязания проводятся на планшетах в специальной программе  (конечно, в школе закуплены планшеты  для нач. школы…) Как говорит завуч (преподаватель экономики в лицейских классах), соревноваться с детьми в устном счёте лучше не надо, чтоб не позориться. Дети становятся виртуозами устного счёта.

Итак, проекты. Они могут быть у школьников не только по химии, выбрать тему можно любую. В определённое время в интернете выкладываются темы, которые можно взять для своего исследования.  В он-лайн режиме дети расхватывают темы, потом узнают фамилию руководителя. Лучшие проекты защищаются на школьном научном совете (не помню, как точно называется), а самые-самые лучшие отправляются на конкурс.

Кстати, про интернет. В школе пользуются системой «Электронный журнал». Вроде, знакомо… Но у них нет бумажной документации!!! Всё заменено электронным документооборотом. Ответственность «если всё пропадёт» несёт организация, предоставляющая соответствующие услуги. Эту оганизаию выбирает не директор школы, а в министерстве образования. Этот «электронный журнал» имеет свойства школьной социальной сети (всем уже давно ясно, что сайт, сделанный «своими руками» не отвечает поставленным задачам), где у всех учителей, родителей и учеников есть свои аккаунты и права доступа. Не могу не отметить рассылку новостей на мобильники… Именно в этой соц.сети отражена жизнь школы. Отметки, характеристики, обратная связь, объявления о проектах, мероприятиях, фотоотчёты, поздравления, программы, документы и нормативы… Мечта…

Вернёмся к проектам. Итак, ребёнок выбирает тему (по химии или литературе – не важно, любой предмет). Он даже может выбрать, с кем её будет вместе делать. Чаще всего берётся проект на пару. Можно одному и в группе из 3 человек. Учитель  учитывает роль каждого ученика в проекте или выясняет почему ребёнок делает проект один. Лицей сотрудничает с ВУЗами. Точнее, при сложившейся ситуации в Эстонии, Вузы сотрудничают. Например, факультет химии заинтересован в хороших абитуриентах и с радостью помогает интересующимся ребятам осуществить исследование по проектам. Например, сделать снимки песка из разных стран через мощный микроскоп… Параллельно с началом исследовательской и проектной деятельностью начинаются курсы (так называются уроки) по инфотехнологии. Информатику упразднили (все и так умеют включать компьютер), теперь дети на соответствующих занятиях (курсах) знакомятся с тем, как грамотно оформить своё исследование, как построить график, диаграмму, сделать презентацию. Кстати, есть ещё курс 3D моделирования. Сдают предмет по завершению курса, а не тогда, когда конец четверти.

Оценивание работы ученика складывается из цифровой оценки и формирующей. Кстати, учитель не озвучивает классу кто какую отметку получил, это личная информация. Текущие оценки не исправляются. Они показывают работу ученика. Если он вчера был ленив, то это было вчера, сегодня он может быть на высоте. Это своего рода график работоспособности и прилежания. А итоговая контрольная – это отдельная отметка, при определённых обстоятельствах её можно исправить в течение недели. По каждому предмету  разработаны критерии, по которым становится понятно, что должен знать и уметь ученик на 5 баллов, на 4 и на 3. Разработка критериев опиралась на таксономию Блюма (см. в интернете): оценивание знания, понимания, практического применения, умения анализировать и синтезировать информацию и оценивать критически.

После того, как критерии были прописаны и выложены в ту самую школьную соц.сеть, о которой я писала выше, вопросы родителей и их недовольство резко сократилось. Всё всем стало понятно. Вторая часть оценивания – формирующая, словесная – это результаты ученика в сравнении с его предыдущими результатами. Это характеристика каждого учителя на ученика в ракурсе своего предмета. Обязательно отмечается, что хорошего и над чем надо поработать. Конечно, это отнимает много времени у учителя, по началу даже были случаи написания такой характеристкик по принципу «копировать-вставить», но потом систему наладили, чётко обговорили требования что надо, а что лишнее и эти характеристики учитель пишет не одномоментно на всех, а в течении полугодия, потихоньку, рассылая родителям и проводя беседы… Защита проектов тоже оценивается не однозначно цифровой отметкой. Есть рецензент, всё как в ВУЗе, только этому УЧАТ от простого к сложному.

После семинара мы посетили столовую. В  школах Эстонии здоровье школьников поддерживается государственной программой, поэтому, в столовой стоит автомат с молоком. Молоко и хлеб бесплатно. Разумеется, буфета с чипсами и шоколадками нет. На полу по всей столовой расположены яркие плакаты, наглядно показывающие сколько фруктов и овощей должен съесть ребёнок, чтоб быть здоровым и весёлым. На стенах по всей школе размещаются детские работы. В столовой – детские плакаты о здоровом питании.

Полное ощущение того, что мы заглянули в будущее. Ведь многие наши нововведения очень перекликаются с тем, что мы увидели в Эстонии. Новые стандарты (ФГОСы), программы, оценивание, проекты. Любой замысел, даже очень хороший, можно испортить, доведя до абсурда. Хочется верить, что наша школа станет лучше хотя бы лет через 5-7. И дело здесь не в проекторах и планшетах, это дело наживное. Важно научиться адекватно пользоваться новыми технологиями, бережно сохранять всё лучшее но при этом и не тормозить процесс развития…

май 2013г.

©Мазина Вероника Дмитриевна

Leave a comment

Your email address will not be published.


*