Не хочу учиться!

Видео беседа на тему «Мотивация к учёбе».

Через несколько дней начнётся новый учебный год. Но далеко не все дети хотят идти в школу и погружаться в учёбу.

Образование — это база, фундамент для возможности реализоваться. Поэтому у родителей есть желание дать своим детям самое лучшее, широкое и глубокое образование. Это понимаем мы, взрослые. Но у детей такого понимания нет. У них ещё нет достаточного жизненного опыта, да и осознание дальних перспектив, в силу возрастных особенностей, не доступно.

Поэтому рисовать своему ребёнку трагичные перспективы в виде низкооплачиваемой работы — бесполезно. Даже более того, это негативная жизненная установка, а таких вещей надо избегать. Лучше развивать сознательность и собственную мотивацию.

Что такое мотивация? Мотивация – это побуждение к действию.

Самое распространённое побуждение – при помощи «кнута» или «пряника». Наказания или поощрения. Но это внешняя мотивация. Даже «5», отличная отметка – это тоже относится к внешней мотивации.

Развивать внешнюю мотивацию – дело неблагодарное, не экологичное и не экономичное.

Гораздо разумней позаботиться о внутренней мотивации.

Это внутренняя потребность, желание получать новые знания, пробуждение, активизация познавательного интереса. Ребёнок принимает  за безусловную норму модели поведения и интересы семьи. Если родители сами не утратили способность удивляться и наблюдать, то велика вероятность, что ум ребёнка будет иметь стремление к любознательности. Увлечь, заинтересовать ребёнка могут красивые фильмы о природных явлениях, химии, физики, астрономии… Походы в планетарий, экспериментариумы, музеи, путешествия и знакомство с новыми людьми и иными культурами… Ваши рассказы о творческих личностях: актёрах, художниках, изобретателях…

В детях имеется природное любопытство и жажда знаний. Ведь все помнят особый возраст «почемучки», когда взрослые устают отвечать на бесконечный поток вопросов. Нужно в первую очередь разобраться, что мешает стремиться к новым открытиям, почему появилось безразличие или ненависть к учёбе.

Почему у детей трудности с учебной мотивацией?

Причин много, но их можно условно объединить в три группы: физиологическая, психологическая и влияние окружения.

1⃣- Физиологические причины проявляют себя быстрой утомляемостью, то есть внутренний аккумулятор ребёнка быстро разряжается, снижается скорость и качество обработки информации. Мозг не получает достаточного количества энергии. Разобраться, по какой причине питательные вещества и кислород не доходят по месту требования — работа невролога, то есть, это физиологический аспект. Но обычно родители не могут точно распознать эту трудность и ловко сформулировать жалобу неврологу. Низкая работоспособность, быстрая утомляемость безошибочно выявляется на нейропсихологической диагностике. Далее при помощи методов объективной диагностики (ЭЭГ, МРТ, доплерографии, снимков шейного отдела и др…) устанавливаются особенности нарушения и назначается соответствующая терапия. Это могут быть и медикаменты, массажи, остеопатия, дыхательные упражнения, общие физические нагрузки и нормализация режима питания и сна.

Есть и обратная зависимость. Если дело, которым заниматься нравится, глаза горят, то появляется энергия. Увлечённый человек может горы свернуть. Этим объясняется то, что, например, за любимым рисованием ребёнок может проводить много часов подряд, а на уроке математики сползать под стол от бессилия или не успевать за общим темпом урока, мешать окружающим, роняя карандаши и т.п…

2⃣- Следующая причина, по которой может уменьшаться жажда знаний  — специфические особенности развития. Это может быть отставание или задержка в развитии целиком или нестандартный темп развития некоторых психических функций, например, речи, внимания, памяти, мышления, самоорганизации. В проблемах этого уровня помогают разобраться нейропсихологи, коррекционные педагоги: логопед, дефектолог и психолог сферы образования.

Здесь же стоит упомянуть о том, что некорректное вмешательство в процесс развития может нанести удар по формированию учебной мотивации. Я говорю о раннем развитии. В раннем возрасте, когда ещё нет полноценной физиологической основы для абстрактных действий и усвоения символической системы (то есть букв), происходит обучение чтению. Иногда возможно научить ребёнка тому, к чему он ещё не готов, но это будет в ущерб развития той функции, которая должна созревать, получать нагрузку именно в этом возрасте. Последствия могут проявиться в виде нарушения мотивации или здоровья (ВСД, миопия, астения…). Здесь очень уместно вспомнить слова одного французского писателя и философа: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» (Мишель де Монтень).

Детство – это время для создания системы, устройства мозговой организации, то есть потенциала для интеллектуального и творческого развития. Чем раньше ребёнок получает  опыт узнавать что-то новое и интересное, тем больше он будет хотеть дальше совершать открытия и чем-то заинтересуется. Разумеется, информация должна соответствовать возрасту.

3⃣-  Нежелание чем-то заниматься может быть реакцией на чрезмерное давление, авторитарность со стороны родителей, отсутствие диалога и учёта интересов ребёнка. Это своеобразная форма протеста. В этом случае поможет семейный психолог.

В семье может скрываться ещё одна причина нежелания учиться: в отношении к интеллектуальному труду и интеллектуальным развлечениям. Любые негативные комментарии или модели поведения ребёнок впитывает как губка. Поэтому если кто-то в семье всё свободное время проводит на диване или в недрах интернета, то требовать от ребёнка другого нелогично. Он тоже работал в школе и устал… Продуктивная деятельность труднее пассивной. То есть самому себе найти интересное занятие сложнее, чем пассивно сидеть перед экраном или ожидать, когда кто-то тебя развлечёт. Как в саду, сорняки растут сами по себе, а для урожая благородных культур необходимо приложить усилия.

Разумеется, полезней активные виды отдыха, прогулки или настольные игры. Такие варианты времяпрепровождения помимо активизации познавательного интереса способствуют укреплению детско-родительских отношений, доверия и уверенности в себе и друг в друге. Стремиться надо к тому, чтоб у ребёнка горели глаза от какого-то дела.

Вспомните и проанализируйте раннее детство: увлекали Вы ребёнка творчеством, учили дружить, как путешествовали? Именно тогда закладывается радость познания. Совершать открытия можно на каждом шагу, не теряйте способность наблюдать и удивляться. Как смешиваются краски, что едят люди на обед в Африке, какой воздух после дождя, как потрескивают угли в костре…  Чтобы не погасить любознательность маленького «почемучки» к школе, Вы сами должны быть интересующимся человеком. Расскажите ребёнку, что интересно Вам, о своём хобби, как Вы увлеклись… В доступной форме, разумеется. Детям обычно очень нравится делать что-то вместе со взрослыми. Правда, нравоучительный тон придётся отключить… Огромный ресурс дают детские энциклопедии. Но не оставляйте ребёнка один-на один с книгой внушительного размера. Читайте вместе и обязательно обсуждайте!

А если ребёнок совсем ничего не хочет делать? Как разжечь огонь интереса?

Не бывает такого, что ребёнок совсем ничего не хочет делать, что ему ничем не нравится заниматься. Наверняка, он не хочет заниматься тем, что хотите Вы. Может, он не хочет учиться, потому что он хочет играть? Или рисовать…

Присмотритесь к ребёнку, что-то ведь он делает в свободное время. (Ведь у него есть свободное время?)

Если хочет только смотреть мультики, то это пассивное занятие, не требующее активного вовлечения… А на активность необходима энергия и привычка. Проверьте здоровье, возможно, это обусловлено физиологической недостаточностью и необходима консультация невролога (см. выше, п.1). Или это воспроизведение модели поведения кого-то из членов семьи (так принято, так приучили), либо форма протеста на чрезмерную авторитарность.

Стоит сказать, что для начала надо зацепиться хоть за какой интерес, чтобы на его базе развить умение наслаждаться ДЕЛОМ. И, если у ребёнка есть такое любимое ДЕЛО, то можно сказать, что «заведён мотор» познавательной активности.

Если брать исходную точку «ноль», нейтральное отношение к ДЕЛУ, то это уже хорошо. Наверно, если Вас волнует проблема мотивации, то доминирует негативный опыт. Дети уже познакомились с учёбой и со всем прилагающимся пакетом. В этом случае стоит временно сместить акцент на обучение в игровой форме. Игра — самый естественный и мотивирующий для детей вид деятельности. В развивающих и обучающих играх формируется позитивное отношение к учёбе, которое переносится и на более формальные школьные занятия. Подробно про игры можно почитать в статьях: «Во что играть с ребёнком, чтобы он лучше учился?» и «Список полезных игр«.

Если вовремя не принять меры, то дальше будет всё только сгущаться, т.к. нагрузка возрастает постепенно. Оставлять дела «как есть» нельзя.

Рекомендации:

  • Умеренный контроль за учёбой. Если кто-то начал контролировать, значит кто-то другой перестал это делать, например, выполнение домашних заданий. В 1-2 классе ребёнок учится учиться, родитель организует его рабочее место и время. Но постепенно передаёт эту ответственность, воспитывая самоконтроль у своего чада.
  •  Не погасить интерес к тому, что есть и не усиливать негатив к тому, что даётся с трудом. От фразы: «Гулять не пойдёшь, пока не прочитаешь 5 страниц!», — любви к чтению не прибавится. Или, например, ребёнок плохо учится, но появилась страсть к рисованию или интерес к животным… Поддержите! Погубите этот интерес — другого не будет.  Уверенность ребёнка в том, что его любят без условий, наделяет крыльями, избавляет от страха ошибиться. Это прямой путь к экспериментам, креативности и исследованию окружающего мира.
  • Позаботьтесь, чтоб окружающее пространство было интересным, иначе говоря, развивающим. К примеру, географическая карта или аквариум в детской комнате… В зависимости от личных интересов ребёнка.
  • Устранить проблемы здоровья, наладить психологическую атмосферу в семье.
  • Связывать все знания с практическим применением, с жизнью, профессией. Например, арифметика нужна при совершении покупок, химия в приготовлении еды, а геометрия — для проектирования зданий, грамотность — для написания писем, начитанность и развитая речь — для работы в журналистике и просто для того, чтоб быть интересным, уметь удержать внимание всей компании или одного, но очень важного человека…
  • Осознание собственной значимости для человека любого возраста — мощный толчок к действию. Если ребёнок не создаёт ничего, что было бы кому-то нужно, то появляется бессмысленность и скука. Пусть ребёнок станет незаменимым помощником, например, на кухне в заваривании самого вкусного чая или в приготовлении самых вкусных варёных яиц… Поручите ему то, с чем он справится, но это не будет его угнетающей «домашней обязанностью».
  • Не пугать. В присутствии ребёнка максимально воздержитесь  от высказываний о количестве  ДЗ, об учителе и о Ваших негативных воспоминаниях детства.  Не демотивируйте ребёнка угрозой, что в школе из них «сделают человека»…

Любопытный факт: если учёба проходит на фоне положительных эмоций, то организмом вырабатываются такие вещества (нейротрансмиттеры: гамма-аминомасляная кислота, ацетил-холин, интерферон и интерклейкины), которые активизируют мышление и делают запоминание более эффективным, а заодно укрепляют иммунитет. Если же процессы обучения построены на негативных эмоциях, то высвобождаются адреналин и кортизол (гормоны стресса), которые сни­жают способность к учению и запоминанию.

©Мазина Вероника Дмитриевна

Цитаты по теме:

Воля бессильна, пока она не вдохновится желанием. (К.С. Станиславский)

Среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чём именно смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье — в непрерывном познании неизвестного, и смысл жизни в том же. (братья Стругацкие)

 

Leave a comment

Your email address will not be published.


*