Причины дисграфии

В начальной школе очень часто встречаются дети, которые с трудом учатся писать, они медленно читают и совсем не любят этим заниматься, доводя тем самым до отчаяния своих учителей и родителей.

Предлагаю разобраться в первопричинах таких распространённых школьных проблем для того, чтоб понять, как помочь таким детям. И кто может помочь.

Дисграфия — это трудность овладения письмом при нормальном слухе и интеллекте.

То есть умный ребёнок пишет со специфическими ошибками при том, что хорошо слышит. Нарушается написание по фонетическому принципу.

Фонетический принцип – «Как слышу, так и пишу». Если прочитать вслух то, что написал ребёнок, то ошибку можно услышать. Например, вместо слова «домик» — будет «томик», или «бомик» или «домк» — в зависимости от характера нарушения. Безударные гласные, словарные слова и т.п. — к фонетическому принципу письма не относятся. Эти слова надо писать не так, как они слышатся, а по правилу.

Частые причины ошибок на письме:

  1. Начало овладения письмом. Это так называемая, псевдодисграфия, возрастная. Первоклассники только учатся писать. Согласитесь, при первых шагах неизбежны падения и это нормально. Поэтому в первом классе заключение «дисграфия» неправомерно, можно только увидеть предпосылки к дисграфии и «вычислить» тех детей, которым будут полезны занятия по профилактике дисграфии.
  2. Недоразвитие фонематического слуха. То есть умения тонко различать и удерживать в памяти звуки человеческой речи. Эта недостаточность приводит к самой настоящей, истинно логопедической дисграфии. Здесь прямая работа для логопеда.

 Почему я говорю «истинно логопедической»? Потому что существует дисграфия, вызванная не нарушением принципа фонетического письма, а другими проблемами.

  1. Регуляторные дефекты. Нарушается умение регулировать своё внимание, распределять и направлять его куда НАДО. А без внимания, сконцентрированного в достаточной степени, невозможно что-то написать грамотно. Также к регуляторным трудностям относится медленное включения в задание, переключения с одного задания на другое.

Основным отличием ошибок по причине регуляторных трудностей от истинной дисграфии является нерегулярность, нестойкость их появления на письме. Особенно часто эти ошибки встречаются на фоне утомления, у соматически ослабленных и метеозависимых детей.

Для того, чтобы понять как помогать детям  при нарушении речи, необходимо понимать, на чём основано грамотное письмо и чтение.

Какой орган нашего организма отвечает за речь?

Это нервная система, частью которой является головной мозг. Обучение возможно лишь благодаря и на основе участия в этом процессе мозга в целом и отдельных его частей. Письмо и чтение связаны с работой мозга. Система, благодаря которой осуществляются эти сложные функции нашей психики состоит из трёх блоков (Теория А.Р. Лурии о трёх функциональных блоках мозга).

  1. На первом «базовом» уровне осуществляется питание и снабжение мозга энергией.   Если приток энергии снижается, то следующие  отделы  имеют недостаточность и человек при таких условиях впадает в полусонное состояние, а потом – в сон. Это энергетический блок (I) — как источник электроэнергии, аккумулятор, который обеспечивает питание и нуждается в подзарядке.
  2. В следующий блок (II) приходят сигналы от всех органов чувств. То, что касается письменной речи – это зрительная информация, слуховая и кинестетическая. Эта информация перерабатывается, хранится (то есть здесь работает память). Важно, что, опираясь на все эти получаемые сигналы, здесь же работает и развивается ориентировка в пространстве.
  3. Самая высшая ступень в организации письменной речи – блок, в котором происходит планирование любого действия, организация его выполнения и сверка того, что получилось с тем, что было запланировано, то есть контроль. Разумеется, без мотивации (без мысли «мне это НАДО!»)  человек делать ничего не будет.

Хочу обратить внимание, что если ребёнок в 1 и 2 классе писал без специфических ошибок, а к третьему классу неожиданно появились необъяснимые ошибки (солидное количество ошибок), то это сигнал к тому, что появилась проблема на базовом уровне (I блок) .Дисграфии "вдруг" не бывает

Это возможно по двум причинам. Или в результате внешнего воздействия в виде травмы, ортодонтической пластинки, которая влияет на кости черепа и шейного отдела. Развод родителей тоже может нарушить благополучие учёбы. Или, вторая причина (внутренняя), определённая недостаточность имелась давно, но не давала о себе знать, поскольку была маленькая нагрузка.  В 3 классе нагрузка существенно увеличивается, а ресурсы организма – нет.

Такого рода проблемы, вне зависимости от характера ошибок, решаются преимущественно с помощью невролога, иногда психолога, но не педагогическими или коррекционно – педагогическими методами. То есть стоит работать с причиной, а не следствием.

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря усилиям. Усилиям и самого ребёнка, и родителей, и педагогов. Но только родители в ответе за здоровье и судьбу своего ребёнка.

Что делать? Ответ зависит от того, на что готовы родители…

Конечно, всё возможное!

Не отмахиваясь от мелочей, вникая в процессы, происходящие с ребёнком.

Мы уже с Вами убедились, что грамотное письмо и чтение зависит от состояния здоровья нервной системы. А мелочей в деле нервной системы не бывает!

Иногда достаточно немножко помочь «зарядиться» ребёнку утром: сделать растирание жёстким полотенцем шейно-воротниковой зоны, правильный завтрак или «сухой паёк» в школу с орехами и курагой. В течение дня поддержать работоспособность помогут массажные стельки, активизирующие ароматы эфирных масел, например, апельсина, лимона…

Какие специалисты компетентны в случае с проблем с письмом и чтением?

Основа успеха в комплексном решении проблемы, то есть при помощи разных специалистов, которые решает общую задачу, но своими методами.

Невролог — в его компетенции находится физическое здоровье. Он может диагностировать отклонения от нормальной работы нервной системы, опираясь на осмотр ребёнка и объективные методы исследования (ЭЭГ, доплерография, МРТ…). Только врач выписывает направления на массаж, физиотерапию или делает медикаментозные назначения. Но, заключенине «дисграфия» — не медицинский термин, а педагогический. Хотя врачи иногда и используют этот термин, но исключительно для указания на «какое-то нарушение письма». Подробнее раскрыть проблему смогут специалисты коррекционно-психологической сферы. Невролог может направить на консультацию к логопеду, психологу, дефектологу (олигофренопедагогу) и даже остеопату.

Логопед — проводит диагностику состояния речи. В зависимости от того, в каком учреждении работает логопед, будут различные акценты в диагностике. Школьный логопед уделяет внимание преимущественно письменной речи и факторам, влияющим на успешное овладение грамотой. Так же логопед проводит коррекционные занятия и консультирует родителей по вопросам преодоления речевых трудностей.

Психолог. Специфика психолога, работающего в сфере образования, весьма широка. От определения актуального уровня развития психических функций (внимания, памяти, мышления…) и занятий по их развитию, до работы с эмоциональной сферой и профориентацией.  И, конечно, консультирование… всех.

Нейропсихолог — проводит диагностику с использованием специальных проб и методов, которые позволяют сделать вывод о «западающем звене», из-за слабости которого появляется школьная неуспешность. То есть выявляется первопричина и механизм состояний, которые внешне могут выглядеть одинаково, например, неуспешность по предмету «Русский язык». Нейропсихолог проводит соответствующие занятия. Но этого специалиста не так часто можно встретить. В Санкт-Петербурге особенно. В Москве ставки нейропсихологов распространены в частных и государственных учреждения. Они работают в неврологических и нейро-хирургических клиниках, в образовательных учреждениях на должности педагога-психолога, в медико-психологических центрах. Нейропсихолог имеет образование клинического психолога или сертификат уважаемого учреждения (ВУЗа).

Более подробно о разных специалистах я напишу в другой статье.

И ещё. К сожалению, приходится говорить о том, что, как минимум, необходимо быть знакомыми со специалистом, который работает с Вашим ребёнком. А лучше всего – вникнуть в процесс.

Разумеется, если уж мы что-то делаем для решения проблемы, то не от случая к случаю, а регулярно для появления значимого результата.

Положительный настрой, вера в успех своего ребёнка, эмоциональная вовлечённость родителей обеспечивает естественное повышение эффективности работы мозга, которое не идёт в ущерб здоровью.

©Мазина Вероника Дмитриевна

Видео-версия статьи

Leave a comment

Your email address will not be published.


*