Игры в образовательном процессе

Данная статья будет интересна педагогам и тем, кому важно научное обоснование применения игр. Здесь игры рассматриваются как педагогическая технология.

Применение игр с правилами в формировании произвольной регуляции и развитии когнитивных процессов младших школьников.
Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий обучения. Как метод они получили распространение в 70-е годы ХХ века. В настоящее время в зависимости от сферы применения существуют различные модификации обучающих игр.

По психологическим законам развития, дети, приходящие в школу, перестраиваются с игровой деятельности на учебную. Учебная деятельность является ведущей в школе, но переход к ней происходит постепенно. К сожалению, школьные нормативы не всегда считаются с нормами детского психического развития, и учебная деятельность излишне доминирует в обучающем процессе. Благодаря игровой форме повышается эмоциональный фон, а это значит, что ребёнок с бόльшим интересом будет выполнять задание (увеличивается работоспособность), будет более внимательным на занятии и материал запомнится лучше.

Высокая игровая мотивация, вовлечённость в процесс, позитивный эмоциональный фон мобилизуют способности ученика, стимулируя интеллектуальное развитие. Игровой подход опирается на естественную любознательность, свойственную каждому ребёнку, формируя на её базе вкус к интеллектуальным развлечениям и позитивную учебную мотивацию в целом.

Под игрой мы понимаем такой вид деятельности, который характеризуется взаимодействием игроков, действия которых ограничены правилами и направлены на достижение какой-либо цели.

Игра — самый естественный и мотивирующий для детей вид деятельности. Основная естественная функция игры — именно обучение. В отличие от выполнения формальных заданий, игра воспринимается детьми как очень важная и полная смысла деятельность, поэтому их так сложно оторвать от игры.

Крайне важно, что у детей в развивающих играх формируется в целом позитивное отношение к учёбе, которое переносится и на более формальные школьные занятия.

Все обучающие игры можно разделить на три вида:

1. Тренирующие: закрепляющие и контролирующие, отрабатывающие определённые навыки.

2. Обучающие игры – это игры, которые способны помочь ученику приобрести новые знания, умения и навыки.

3. Развивающие игры – игры, способствующие выявлению различных способностей и навыков у учащихся, а так же развитию высших психических функций.

Чаще всего игры имеют комбинированный вид, т.е. описанные виды переплетаются между собой, но один из них всё-таки является ведущим.

В играх необходимо выделять два компонента: обучающий и игровой. В зависимости от поставленных задач, один из компонентов может преобладать, т.е. игра во время обучения и обучение во время игры.

Обучающие игры выполняют 3 основные функции:

· Инструментальная: формирование определенных навыков и умений;

· Гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся;

· Социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков.

Каждой функции соответствует определенный тип игры: инструментальная функция может выражаться в игровых упражнениях, гностическая – в дидактических, последняя – в ролевых играх.

Для повышения эффективности обучающей игры, её технология должна отвечать определенным требованиям:

· Игра должна соответствовать целям обучения;

· Имитационно-ролевая игра должна затрагивать практическую педагогическую (психологическую) ситуацию;

· Необходима определенная психологическая подготовка участников игры, которая бы соответствовала содержанию игры;

· Возможность использования творческих элементов в игре;

· Преподаватель(психолог) должен выступать не только в роли руководителя, но и как корректор и консультант в процессе игры.

Любая обучающая игра состоит из нескольких этапов:

1. Создание игровой атмосферы. На данном этапе определяется содержание и основная задача игры, осуществляется психологическая подготовка ее участников;

2. Организация игрового процесса, включающая инструктаж — разъяснение правил и условий игры участникам — и распределение ролей среди них;

3. Проведение игры, в результуте которой должна быть решена поставленная задача;

4. Подведение итогов. Анализ хода и результатов игры как самими участниками, так и экспертами ( психологом, педагогом).

Отдельно следует сказать об инновационных играх. Их основное отличие от других видов состоит в их подвижной структуре и проведении игры в нескольких обучающе-развивающих «пространствах» — например, с использованием компьютерных программ. Инновационные игры направлены на получение качественно иного знания с использованием новейших педагогических и информационных технологий.

В игре дети знакомятся с правилами. Именно это является формированием основы для успешного усвоения (и применения!) правил, которые проходят на уроках по разным предметам. Этому способствует развитие в игре функции произвольности. Под произвольным поведением понимается «поведение, осуществляющееся в соответствии с образцом (независимо от того, дан ли он в форме действий другого человека или в форме уже выделившегося правила) и контролируемого путем сопоставления с этим образцом как эталоном»[1]. Улучшается контроль за своим вниманием, которое возможно усилием воли организовать и направить в нужное русло. А значит, ребёнок сможет себя заставить, заменив слово «хочу» словом «надо». К примеру, он будет более сознательно следить за соответствием своего письма правилам русского языка. Это очень актуальная для младших школьников задача — умение соблюдать определённый регламент и правила. Детские развивающие игры создают внутреннюю необходимость регулировать собственное поведение, соблюдать правила и следить за соблюдением правил другими. Одно из ценных достижений – когда ребёнок объясняет правила игры другим детям и вовлекает их в игру.

Те дети, у которых игровая деятельность не сформирована, которые мало играли в детстве или их не научили играть (да, играть надо учить!), обычно не испытывают потребности в переходе к новой ведущей деятельности – учебной. У детей с дефицитом игрового развития существенно страдает и мотивационная сторона выполнения задания, так как трудности, встречающиеся детям при выполнении заданий, вызывают у них резкие эмоциональные реакции, аффективные вспышки. Такие реакции возникают «не только в ответ на действительные трудности, но и вследствие ожидания неудач» [2]. Эта боязнь значительно снижает работоспособность детей при овладении сложными видами деятельности.

Ученики, вдоволь наигравшиеся в детстве и у которых учебная деятельность достаточно сформирована, тоже с удовольствием играют, когда надо освоить сложную тему, запомнить трудные слова, а от «зубрёжки» уже «зубы сводит». Ведь игровая форма занятия делает его привлекательным и интересным для любого ребёнка, что существенно повышает эффективность обучения. То, что ребёнок вызубрил — он может забыть через несколько дней, а то, что освоил в игре — он запомнит на всю жизнь.

Для школьного возраста подходят игры-стратегии, головоломки и викторины, где кто-то выигрывает, а кто-то нет. Так же это могут быть игровые наборы для обучения и развития, которые могут являться и настольными играми, и дидактическими пособиями.

Педагог должен подбирать игры, чётко осознавая их цель и назначение, то, какую роль данная игра имеет в развитии личности и интеллекта ребёнка. Игры могут быть совсем несложные на первый взгляд, но должны быть направлены именно на решение проблемы «слабого звена» в учёбе без скуки и принуждения. Примечательно, что даже «трудные» ученики, у которых педагоги отмечают проблемы с концентрацией внимания, проявляют в развивающей игре высочайшую продуктивность.

Роль обучающих игр в образовании и психологии чрезвычайно важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся.

Обучающие игры развивают не только навыки и знания по какому-то предмету, но и познавательные способности, интеллект, социальные навыки — а они критически важны для успешности не только в школе, но и в последующем образовании, работе, спорте, творчестве. Игра создаёт множество контекстов для формирования социальных навыков: совместного принятия решений, разрешения спорных и конфликтных ситуаций, кооперации. Дети учатся благородно выигрывать и достойно проигрывать. Развивающих игр существует великое множество. И постоянно появляются новые. На этой странице представлен своеобразный обзор игр.

Подводя итог, хочется сказать о результатах применения игр. В многочисленных исследованиях отечественных специалистов отмечается, что эта образовательная технология позволяет повысить эффективность обучения в  несколько раз.

Особенно подходят игры для применения в домашних условиях. Родителям не нужно изучать какие-то методические рекомендации: достаточно просто играть. Именно эта особенность игр позволяет родителям безошибочно помогать своим детям в освоении школьными навыками.

©Мазина Вероника Дмитриевна

Во что играть с ребёнком, чтобы он лучше учился? — вариант этой же статьи, но для родителей.

Литература

1. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978г.

2. Лубовский В. И. Специальная психология. — М.: Академия, 2006г.

3. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6.

4. Гончарова М.В. Как применять обучающие игры на уроках.

5. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии Г. К. Селевко. -М.: Народное образование, 1998.

6. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учеб. пособие Под. ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А.Байковой. -М.: Пед. Общ. Россия, 2000.

7. Соболева А. Е., Краснова С. В. Чтение с увлечением. — М.: Эксмо, 2009г.

8. Чернова Е. Н. Современные психолого-педагогические технологии обучения.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*